Численность населения Республики немцев Поволжья в 1920, 1922, 1931 гг.
ДАННЫЕ О ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ
ЗА 1920, 1922 И 1931 ГОДЫ

От составителя

     Демографическая ситуация в немецких селах Поволжья до 1917 г. достаточно известна по итогам периодических ревизий (отражены в книге А. Клауса "Наши колонии"), Всероссийской переписи населения 1897 г. и другим опубликованным статистическим материалам. Иное дело - положение после 1917 г.: здесь до сих пор можно было опереться лишь на итоги Всесоюзной переписи населения 1926 г. и (в отношении кантонных центров) - переписи 1939 г. Между тем, фонды "Государственного исторического архива немцев Поволжья в г. Энгельсе" содержат и соответствующие данные за 1920, 1922 и 1931 гг. Эти материалы готовились в разной обстановке и в разных целях, что необходимо иметь в виду при их использовании.

     Так, ко времени подведения итогов Всероссийской переписи населения 1920 г. в АОНП еще не было завершено введение районного деления, предусмотренного Постановлением ВЦИК от 17.02.1921 г. Это видно уже по перечню районов, отраженных в соответствующем статсборнике: там значится Александерфельдский р-н, территория которого в итоге вообще не вошла в состав АОНП, а вместо Ерусланского р-на фигурируют Верхне-Ерусланский и Лангенфельдский р-ны. Распределение населенных пунктов АОНП по районам, приведенное в итогах переписи, также не вполне соответствует официальному (см.: Nachrichten, 1922, 10. Januar). Напротив, в материале 1922 г. эти несоответствия практически устранены, только с. Штрассенфельд отнесено к Верхне-Караманскому, а не к Марксштадтскому р-ну, как было определено в начале 1922 г.

     Далее, статсборник 1921 г. содержит лишь сугубо предварительные результаты переписи 1920 г. Это прежде всего относится к городским поселениям, разработка материалов по которым ко времени издания сборника еще не была завершена. Поэтому приведенные данные не отражают национального состава городского населения, а соответствующая итоговая цифра несколько отличается от суммарной численности населения городов и других поселений городского типа. Согласно уточненным данным (см.: Unsere Wirtschaft, 1922, Nr. 6, S. 162), перепись 1920 г. зафиксировала следующую численность жителей в АОНП (с учетом городского населения): Панинский р-н - 43375 чел., Марксштадтский - 45614, Нижне-Караманский - 28706, Антоновский - 35374, Верхне-Караманский - 13278, Ерусланский - 30984, Торгунский - 20706, Ровненский - 43654, Тарлыкский - 24653, Карамышский - 61351, Медведицкий - 33178, Верхне-Иловлинский - 31404, Нижне-Иловлинский - 34852, итого - 447129.

     Кроме того, необходимо отметить, что в ходе переписи 1920 г. национальность фиксировалась на уровне хозяйств, а не отдельных лиц (как это имело место, например, при переписи 1926 г.).

     Наконец, материалы 1922 и 1931 гг. не содержат данных по большинству хуторов. Их население учтено в составе сел, где находились сельсоветы, к которым относились соответствующие хутора.

     Во всех трех случаях нами приведены данные только по тем населенным пунктам, где немцы составляли большинство или значительную часть населения. В 1920 и 1922 г., до "округления" территории автономии, ее население было мононациональным, и таковыми являлись почти все населенные пункты. Напротив, в 1931 г. немецкие населенные пункты отсутствовали в трех кантонах АССР НП - Покровском, Золотовском и Старо-Полтавском, а в двух последних немцы практически не проживали.

Виктор Дизендорф
2007 г.

  1. Немецкое население АО НП в 1920 г. (по данным Всероссийской переписи населения)

  2. Немецкое население АО НП в 1922 г. (по данным Облстатуправления на 1 января)

  3. Немецкое население АССР НП в 1931 г. (по данным сельскохозяйственного налогового учета)

© Эта страница является неотъемлемой частью сайта DIE GESCHICHTE DER WOLGADEUTSCHEN.