Geschichte der Wolgadeutschen

Валентина Томашевская-Арндт

Историческая родина Германия

Судьба самобытного человека

Анатолий и Анна Гречманн переехали из Казахстана в Германию 26 лет назад. Тогда направлялись они сюда большой семьей: вместе с Анной и Анатолием его родители, брат и дедушка Эдмунд, которому к тому времени исполнился 101 год.

- Две недели пришлось его уговаривать,- рассказывает Анатолий, - чтобы он согласился лететь на самолете в первый раз за свои сто лет. И вот мы в воздухе , рейс "Алма-Ата-Москва- Ганновер". Когда прилетели, я поинтересовался: "Как было в полете?" - "Как на быках," - отвечает. Прожил он 106 лет. Пережил голод в 1933 году, прошел трудармию, поднял шестерых детей. Иногда я думаю, в чем секрет его долголетия. Всю жизнь работа, и тяжело работал. По два раза перекапывал свой участок, а тот был ни много ни мало - 14 соток. Дед только приговаривал: " Лучше урожай будет".

Семья Гречман. 2003 г.

Видимо, это истинно немецкое трудолюбие передалось и внуку. Анатолий, как говорится, мужик рукастый: и тракторист, и токарь, и сантехник. А какой российский немец в бывшем Союзе не имел приусадебного хозяйства? Корова, кролики, куры разгуливали и по его двору. И дом был на славу, крытый железом, отдельно построены сауна, летняя кухня.

Нравилось Анатолию выйти ранним утром, когда все еще спят, в огород, сорвать молодой свежий огурчик с пупырышками, или, подцепив зонтик укропа, растереть его в ладонях и попробовать ароматные семена. Это ли не рай? Но пришлось уехать. Сначала подалась в неизвестные края одна семья, потом - вторая, а затем - остальные.

Наш поселок был многонациональным - с теплотой вспоминает Анатолий,- около 30% жителей - турки, 20% - немцы, остальные - узбеки, русские, евреи, казахи, уйгуры, чуваши,- все жили мирно. Потом русские уехали в Россию, евреи - в Израиль, турки - в Турцию... Что нам оставалось?

В Германии первое время Анатолий тосковал, три раза летал в Казахстан. А однажды ощутил, что никого из своих там уже не осталось. Теперь говорит: " - моя историческая родина Германия, родина моих предков. Здесь я живу."

Самое важное в обустройстве на новом месте - найти работу. Это у Анатолия получилось легко. Сидел на лавочке, разговаривал с одним парнем, тот рассказал, что работает на большой фирме, которая изготавливает автоматические двери и окна. попросил у парня адрес предприятия, поехал туда, поговорил с мастером. И вскоре пришло письмо с приглашением на собеседование.

Вначале чувствовался языковой барьер. Постепенно усвоил специальную лексику, сложились неплохие отношения с коллегами.

Но по-настоящему дома он почувствовал себя здесь, когда купил дом. Свой дом дает уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что ты здесь навсегда.

Анатолий с удовольствием показывает свой земельный участок. Чувствуется в его словах привязанность к земле и уважение к людям, которые трудятся на ней.

- Посмотрите с уважением говорит он о бывшей хозяйке дома,- она посеяла разные сорта трав, на участке редко встретить одинаковые растения. С любовью показывает он яблони, кусты смородины и другие посадки. Видно, что этот человек любит землю, природу, все растущее на ней. И эта любовь дает ему силу, доброту, энергию.

Хотелось бы сказать доброе слово о жене Анатолия Анне. Очень скромная, приятная женщина, готова всегда бескорыстно помочь. В семье двое уже взрослых детей, Они сделали абитур, учатся будущей профессии... Как и родители, скромны. Высокие, красивые, с ярким румянцем, о таких говорят: кровь с молоком, в данном случае румянец смущения: отказались пока рассказывать о себе. Что и понятно.

Этот рассказ был опубликован в газете Контакт-Шанс (Германия), № 41, 06.10-12.10.2003.

Из рассказов Анатолия

Рыбка барбе

- Рыбалка - наука, которую осваивают, причем не сколько на лекциях, сколько из рассказов умелых, бывалых рыболовов плюс опыт личных наблюдений и записей, - говорит Анатолий, охотник и рыболов, интересный рассказчик.

- Каждая рыба имеет свое время. Если на Везере, то дюбель, например, клюет рано утром: с шести до восьми, а потом, когда жор прошел, уходит, часов в десять- одиннадцать до 14- 16 -ти появляется барбе, потом уходит. Однажды словил барбе,а она как даст в течение! А когда на мели, она не сильная, а в течении она сильная. Тогда я сделал натяжку - сама вышла на берег! А барбе такая красивая! Если бы ты видела. Ее жалко убивать. Чтобы она не мучилась без кислорода ее ударяют по голове, в сердце между двух плавников.

- Рыбе легко плыть против течения, - говорю я.

- Она плавником отталкивается, а когда вода стоит, ей не от чего оттолкнуться.

- Прочла в инете, когда из косяка исчезает вожак, женская особь способна, заняв его место, менять свой пол.

- Этого не слышал. Если рыба с икрой - она, а с молочком - он.

Однажды у него был необычный улов, всё рыбки ловились, а на душе вдруг стало неспойно. Решил возвратиться домой. А там случилось несчастье: сын сломал руку.

Жена Анатолия Анна , показывает малюсеньких цыплят под лампой, один пришел сам, на голос, погреться в руках человека, такой маленький, а звуки издает громкие, настоящий оркестрик. Лика предположила:"Наверное,он родился первым: покрепче других." Рассказала, как однажды в Казахстане две девочки купались на озере, и вдруг одна говорит: "Смотри, какая вода стала мутная , пошли лучше домой!" И как раз в тот день случилось наводнение. Смыло чеченские дома.

Я спросила об особенностях рыбалки здесь, в Германии: какие рыбы водятся.

Ротфэдэр(красноперка), ротауге (красноглазка), барш (окунь) - на озере. А на реке церте, аланд, брассе (лещ), угорь. А еще в реке Везер водится рыбка барбе, любящая жить в речом затишке. Похожая рыбка есть на Или - усач, без чешуи, а здесь с чешуей - барбе.

Удостоверение показал с марками. В нем надо записывать, в какой реке или озере рыбачил и какую рыбу поймал.

Чтобы здесь стать рыбаком, говорит Анатолий, надо прослушать курс рыболова, сдать экзамен и платить ежегодные взносы в размере 100 евро.

Белый амур

Мы заканчивали тогда , вероятно, пятый класс. Впереди каникулы – три месяца - классный руководитель предложил желающим пожить две недели на природе, на берегу Или. Не помню, какую сумму денег надо было взять с собой, может, рублей шесть, чтобы купить хлеб, лук, картошку, лавровый лист, черный перец, соль, на эти продукты. Удочки с собой, одеяло и чашки-ложки. Я взял мешок и пару картошек, сделал петлю, повесил а нее одеяло – это был мой рюкзак. К школе подошла грузовая машина. Нас было человек пятнадцать. Классный руководитель – мужчина. Проезжаем соленые озера, канал, впадающий в Или – река в Алма-Ате.

Выгрузили все, шофер уехал, а мы остались. Учитель взял топор, лопатки, мы срубили колышки, вбили их в землю и натянули на них масахан - сшитая марля , надевается как тюбетейка: средство от комаров, но не от дождя.

Учитель сказал нам: Нарвите травы, разложите на солнышке, чтобы она подсохла: будет постель. Нарвали травы, подсохла , постелили на землю, постелили одеяло – будет наш домик на две недели. Сделали печку из нескольких кирпичей, поставили чайник. А теперь идите ловить рыбу. Если поймаете мало рыбы, будет негустая уха.

Мы ловили удочкой, попадался и толстолобик, и белый амур, и маринка, но в основном окунь. И руками тоже ловили. Там размыло мост, лежала труба, в нее заплывала рыба. Мы закрыли вход в трубу и ловили рыбу руками.

Сидим чистим рыбу, а учитель варит уху. Смотрел за порядком: никаких скандалов, все были мирные, радостные на природе, километров 20 от жилья. Видели и змей, и паучков, и бабочек. А учитель нам объяснял, что убивать змею, лягушку нельзя, ибо это живое, это природа, а в ней круговорот, зависимость: змея ест лягушку, та в свою очередь поедает мошек. И мы придерживались этого в основе, чтобы сохранить природу.

Утром солнце встает, теплы и нежны его лучи, и мы пробуждаясь вместе с солнцем, купались в реке, загорали, ловили рыбу и были рады тому, что мы на природе, ни с кем не было проблем.

Воду брали с Или, она пресноводная, но мутная, а, если отстоится во фляге, то ил оседает, можно варить чай, уху.

Один раз мы зашли далековато: хорошо рыба клевала, мы увлеклись, хоть и комары нас кусали, их было очень много, мы их сперва веточкой отшугивали, но потом они нас до того закусали, что мы побросали удочки, побежали в наш лагерь. Поужинав, легли спать. Сон был крепкий, хороший. И так были почти все дни одинаковы, но были счастливы и радостны. По прошествии двух недель за нами приехал шофер со школьной машиной, мы погрузили вещи и уехали.

Наш классный руководитель, географ, как хорошо мог он объяснять и организовывать уроки: мы все желали ему отвечать. Как он рассказывал! Я целый год не смотрел в книгу и получал пятерки. Мы все хорошо знали карту, полезные ископаемые знали назубок.

Закваска от учителя осталась на всю жизнь.