Geschichte der Wolgadeutschen
Приложение к статье: Кокорев Александр Акимович

Письмо Красноярского крайкома КПСС от 18 сентября 1965 г.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ КОМИТЕТ


№ 276

18 сентября 1965 г.

Секретно

МОСКВА, ЦК КПСС.

Информация

об активизации деятельности отдельных лиц немецкой
национальности, ходатайствующих о восстановлении
немецкой автономии на Волге. [*]

В краевой комитет партии поступают материалы об активизации деятельности отдельных лиц немецкой национальности, ходатайствующих о восстановлении немецкой автономии на Волге.

В последних числах мая этого года группа немцев в количестве 30 человек, которая именует себя инициативной, выезжала в город Москву, чтобы посетить ЦК КПСС и Президиум Верховного Совета СССР по вопросу о восстановлении немецкой автономии.

5 июня члены "делегации" провели собрание, избрали рабочую комиссию под председательством Шесслера Ф.Г., которая должна была просить приема у первого секретаря ЦК КПСС или председателя Президиума Верховного Совета.

15 июня упомянутая "делегация" была принята ответственными работниками ЦК КПСС. Состоявшуюся беседу стенографировал один из немцев (копия стенограммы прилагается).

После того, как эта группа была принята в ЦК КПСС, большинство ее членов из-за недостатка денежных средств разъехалась по домам, оставив в Москве так называемый "комитет" под председательством Шесслера Ф.Г., который должен был находиться в Москве до "разрешения немецкого вопроса".

Этот "комитет" по рассказам немцев 7 июля был принят Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

По существу беседы в Президиуме Верховного Совета СССР Шесслер информировал своих единомышленников письмами. В письме из Москвы в адрес своей жены, например, он писал: "… Пускай духом не падают, наша борьба только начинается…".

Вскоре после этого в адрес Председателя Президиума Верховного Совета СССР (в копии - т. Пейве Я.В. [1]) было направлено пространное письмо, текст которого распространяется его авторами среди немцев (копия письма прилагается).

Это письмо подписали:

1. Шесслер Фридрих Георгиевич, житель гор. Абакана,

2. Вормсбехер Гуго Густавович, проживающий в г. Алма-Ате,

3. Кайзер Генрих Филиппович, пенсионер, житель гор. Черногорска в Хакасии,

4. Фогель Мария Иосифовна, сотрудница газеты Neues Leben [2], живет в Москве,

5. Вельц Карл Давыдович, проживающий в гор. Целинограде,

6. Варкентин Иван Абрамович, преподаватель немецкого языка в АН Казахской ССР в г. Алма-Ате,

7. Храмова Терезия Христиановна, гор. Фрунзе.

Отдельные члены "инициативной группы" выступили с предложением, "если откажутся восстановить Немецкую республику и снять ограничения, требовать отправку граждан немецкой национальности в Федеративную Республику Германии". Некто Борнеман Константин Карлович (Волгоградская область) заявил в связи с этим, что они, как старые члены КПСС, запретили делать это, но "… если ничего не поможет, придется ставить этот вопрос…". Требования отправки советских немцев в Западную Германию придерживается, в частности, Кайзер Генрих Филиппович из гор. Черногорска.

Другие члены "инициативной группы" стремятся внушить немцам мысль о том, что они будут обращаться по этому вопросу "во все инстанции вплоть до Организации Объединенных Наций".

Наибольшую активность в разжигании среди немцев нездоровых стремлений проявляет проживающий в гор. Абакане Шесслер Фридрих Георгиевич, 1902 г.р., член КПСС, инвалид 1-й группы, до 1941 г. проживал в АССР немцев Поволжья и работал на технической работе в различных районных организациях, в 1941 г. был выселен в Сибирь, с 1942 по 1945 г. находился в трудармии, с 1945 по 1955 г.г. находился в заключении, в 1956 г. реабилитирован и Красноярским крайкомом КПСС восстановлен в членах КПСС, получает пенсию.

Возвратившись 31 июля из Москвы, Шесслер высказывает намерение привлечь к "борьбе за автономию" большое число людей.

3 августа в г. Фрунзе Бруг Ивану Карловичу он написал:

"… Нам надо действовать более шире, более массово и упорнее… пока небольшая передышка, но работу среди наших людей вести широким фронтом и охватить рабочих колхозов, совхозов и заводов. Готовить людей для будущей поездки в Москву и подготовить для них материальную базу. Наше дело еще не пропало - оно впереди…".

4 августа в город Алма-Ату Вормсбехеру Гуго Густавовичу Шесслер писал:

"… Оружие складывать не следует, но нужно действовать упорно и осторожно… Наша основная задача состоит теперь в том, чтобы получить поддержку основной массы нашего народа, как в городах, но еще больше в селах. Только это может дать толчок к решению вопроса о восстановлении АССР Немцев Поволжья. Наш актив в Абакане по этому поводу 15 и 22 августа разъедется по селам и районам для разъяснения материалов делегации и подготовки массовых обращений в ЦК КПСС по этому вопросу, начиная с 1 сентября с.г. …".

Давая аналогичное наставление Вельцу Карлу Давыдовичу, проживающему в гор. Целинограде, Шесслер писал:

"… В общем так, нам надо развернуть нашу работу в сто раз шире…".

А в документе от 7 августа т.г. в Карагандинскую область Шлотгауэру Давыду Адамовичу Шесслер указывает:

"… Если на этот раз нам не удалось достичь цели, то это не значит, что борьба окончена, теперь надо еще больше, еще шире развернуть эту работу среди нашего народа…".

В этот же адрес Шесслер о себе пишет, что в 1922-26 гг. воевал в Казахстане и Средней Азии с басмачами, был командиром взвода. И далее пишет:

"… Теперь я опять включился в другую борьбу, за оправдание нашего невинного народа, который пострадал от культа Сталина и врага Берия и до сих пор страдает под гнетом неравноправия и дискриминации…".

В Москве проживают некие Гурвич [3] и Дашевская, которые подогревают автономистские действия Шесслера. 3 августа т.г. Шесслер рассказал Бругу И.К.:

"… Гурвич и Дашевская посвятили меня в некоторые детали, о которых мы ничего не знали и о чем я вам напишу после…".

Ганштейну Владимиру Фридриховичу в г. Караганду 7 августа с.г. Шесслер сообщил:

"… Гурвич прямо заявил, что наше дело сделало большой шум и оставить без дальнейших действий было бы гибелью всего начатого. Он мне сказал об этом с условием, чтобы его нигде не упоминать, что я ему и обещал. Поэтому и к тебе такая просьба…".

В другом документе:

"… Не выдавай Гурвича, он мне в последний день сказал многое, что нам в пользу. Он признает, что наше дело не пропало, а последнее письмо наделало много шума в ЦК. Он уверен, что Пленум ЦК, который должен был состояться в августе и перенесен на сентябрь, кое-что изменит в нашем вопросе, а поэтому он предложил, чтобы я в начале октября вернулся в Москву с тем, чтобы снова развернуть нашу работу. То же самое подтвердила Дашевская…".

Главенство Шесслера Ф.Г. в среде "автономистов" подтверждает его письмо к Бругу И.К. Отвечая на вопрос о целесообразности создания в г. Фрунзе второго "комитета", Шесслер пишет:

"… Вопрос о создании второго комитета во Фрунзе считаю совершенно неправильным и излишним…".

И далее объясняет, что в результате создания второго комитета может возникнуть "разноголосица" и не будет нужной оперативности и целостности.

Шесслер, критикуя алмаатинцев за бытующее там мнение обратиться к участникам предстоящего Пленума ЦК КПСС выступить по вопросу автономии, говорит:

"… Это предложение я ему (Вормсбехеру Г.Г.) вернул и отклонил, как глупое мероприятие. Ставлю Вас всех об этом в известность. Пусть Иван Карлович (Бруг), как член комитета, учтет это и в случае необходимости даст отпор…".

Шесслер высказывает опасение, что если отдельные участники Пленума выступят по их вопросу, то автономию могут создать не на Волге, а на Алтае или в Казахстане. В настоящее время Шесслер пытается наладить сбор данных о возможных случаях неправильного отношения местных органов власти к гражданам немецкой национальности. С этой просьбой он обратился, в частности, к жителю Волгоградской области Борнеману Константину Карловичу:

"… Если есть такие примеры, то опиши о них подробно. О всех этих делах я потом от имени делегации составлю письмо, разошлю для подписи членам комитета и отправим Склярову…" (Приемная Председателя Президиума Верховного Совета СССР).

Об этом же Шесслер просит и Берш Адольфа Яковлевича, проживающего на ст. Палласовка Волгоградской области:

"… Скоро я Вам на имя редакции, пишет Шесслер в адрес сотрудницы газеты "Нойес Лебен" Фогель М.И., - пришлю письмо об издевательствах над нашими людьми и даже над одним членом КПСС с 1919 года. Уши вянут, когда слышишь такие вещи и не от кого-нибудь, а от начальника облплана. Такие шедевры не были при Николае II. Не хочу пока много писать, голова все еще оловянная от всех штук, но и хочется кричать, чтобы слышала вся вселенная голос вопиющих в пустыне…

В течение 5 дней моя квартира была в виде проходного двора. Люди приходили без конца, а из районов и теперь еще едут. Я ожидал, что будет так, но что это будет в таком широком масштабе - этого я не ожидал. Трудно Вам описать с каким чувством эти люди ловят каждое слово, ожидая, что какое-то избавление от гнета неравенства и издевательства должно настать. И как жалко их, когда они уезжают с поникшими головами, со слезами на глазах. Об этом на душе становится гадко, а иногда просто не хочется видеть всю эту грязь, в которую когда-то верил, преклонялся и чтил как святыню. Ну что ж, духом падать не будем. Продолжим наше начатое дело в надежде на лучшее…".

В настоящее время среди немцев проводится работа по созданию денежного фонда для финансирования деятельности инициаторов восстановления немецкой автономии.

СЕКРЕТАРЬ КРАЙКОМА КПСС (А. КОКОРЕВ)


ЦХИДНИ КК (Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края),
фонд 26, оп. 36, дело 1, листы 178-182.


Примечания

[*] Явные опечатки и описки, встречающиеся в тексте оригинала, исправлены без комментариев.

[1] Пейве Ян Вольдемарович (1906-1976), академик АН СССР. Депутат Верховного Совета СССР 4-7-го созывов. Председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР (1958-1966).

[2] В тексте оригинала название газеты дописано авторучкой.

[3] Лев Гурвич в конце 1950-х - 1960-е гг. занимал пост заместителя главного редактора газеты "Neues Leben" ("Нойес Лебен", Москва).