Geschichte der Wolgadeutschen
NEUES LEBEN
Unabhängige deutsche Zentralzeitung
Центральная независимая немецкая газета
Den 31. März 1982 № 14

Deutsch

СОЛДАТЫ РЕВОЛЮЦИИ

Красногвардейцы из Екатериненштадта


Они были в числе первых чапаевцев

Alexander Altenhof
David Belan
Gustav Belyn
Peter Deis
Andreas Deis
Gottlitb Ergart
Gustav Franz
Johan Franz
Eduard Fritz
Joseph Glasmann
Alexander Gleim
Heinrich Goldmann
Heinrich Goldmann
Alexander Hahn
David Hahn
Alexander Haier
Alexander Haier
Alexander Hartiger

Jakob Hartinger
Johannes Hergert
Rudolf Hetknecht
Wotf Karatsch
Gottlieb Koch
Alexander König
Johannes König
Georg Krüßling
Iwan Kurin
Friedrich Kurt
Heinrich Lain
Friedrich Liebert
Peter Loos
Johannes Maier
Johannes Masy
David Neuwirt
Wilhelm Sabelfeld
Alexander Schmidt

Alexander Schmidt
Alexander Schmidt
Johannes Schmidt
Johannes Schmidt
Bernhardt Schwarz
Johann Selger
Alexander Sprenger
Alexander Stalbaum
Johannes Stalborn
Herbert Stehle
Emil Stehle
Johannes Walger
Hermann Weimann
David Ziberius
Gottlieb Zitzer
Johannes Zitzer
Philipp Zitzer


"В книге "До последнего вздоха" рассказывается о красногвардейцах из Екатериненштадта, вступивших в 1-й Николаевский полк. Этот полк составлял основу легендарной Чапаевской дивизии. Моя мать рассказывала мне, что её отец, Александр Андреевич Шмидт, был одним из этих красногвардейцев. Можно ли это проверить? Мой дедушка с отцовой стороны воевал вместе с Буденным. Это же замечательно, если окажется, что другой мой дедушка был боевым товарищем Чапаева!

Юрий Журавлёв."

Это письмо я получил в конце 1972 г. Другие читатели обращались ко мне с подобными просьбами. Они тоже хотели узнать, принадлежали ли их родственники к чапаевцам. Однако списка красногвардейцев из Екатериненштадта тогда у меня не было.

…Николаевский уезд Самарской губернии простирался от Волги до земель уральских казаков. В настоящее время на этой огромной территории насчитывается 18 административных районов. В городе Николаевске (сейчас Пугачев) уже в середине 1917 г. возникла сильная большевистская организация, руководимая Вениамином Ермощенко, горняком из Донбасса. Там, в сентябре 1917 г., Василий Чапаев, командир 138 резервного пехотного полка, вступил в партию большевиков.

Когда известие о победе Октябрьской революции в Петрограде достигло Средней Волги, в Николаевске всё ещё было двоевластие: контрреволюционному земству противостоял революционный солдатский комитет большевиков. Командование 138 резервного пехотного полка поддерживало земство.

Николаевский революционный комитет снял с должности командира пехоты подполковника Оттомара Штейна. Командование принял Василий Чапаев, за которого проголосовали солдаты. Революционный комитет поручил ему разгром земства. Операция началась. Красноармейцы Бауэр и Бочкарев, оба депутаты земства, вошли по своим удостоверениям в зал заседания, в котором заседало земство и объявили земский съезд распущенным. Каждый красноармеец был вооружен двумя револьверами. Обер-бургомистр города потребовал, чтобы они удалились из зала. Но тут распахнулись двери. В зал устремились солдаты резервного полка. Чапаев вскочил на стол и, размахивая пистолетом, закричал: "Эй, белая сволочь! Слушай мою команду! Президиум арестован, сидеть на месте. Всем остальным убраться! Кто ослушается, будет растерял!"

С земством было покончено. Уездный съезд крестьян избрал Совет Народных Комиссаров. Его председателем стал Ермощенко. Чапаев был назначен комиссаром Красной Гвардии, в состав которой вошли революционные солдаты распущенного 138 полка, а также начальником местного гарнизона.

Борьба за установление Советской власти в уезде была не легкой. Контрреволюционные элементы затевали мятежи. В конце февраля отряд красногвардейцев, руководимый Чапаевым, подавил контрреволюционный мятеж в селе Липовка. 4 марта они уже спешили в Балаково, где контрреволюционеры расстреляли советских и партийных деятелей и зверски убили военного комиссара города Григория Ивановича Чапаева, младшего брата Василия Ивановича. Банды уральских казаков, проникших в уезд из соседних губерний, усиливали свои бесчинства. По решению штаба обороны революции, руководимого Ермощенко, каждая волость должна была делегировать красноармейцев в 1-й Николаевский полк, как теперь назывался отряд Чапаева. 4 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров Екатериненштадта под председательством Александра Дотц, направил в Николаевск 60 красноармейцев. Военный комиссар города Шмидт и командир отряда красногвардейцев Штелле получили задание, сформировать и отправить подразделение.

Утром 6 апреля 12 подвод с красногвардейцами покинули Екатериненштадт. Подразделение находилось под командованием Александра Глейма. На следующий день они прибыли в Николаевск. Их приветствовали Павел Санталов, член коллегии военного отдела при Совете Народных Комиссаров уезда, и Константин Бауэр, комиссар финансового отдела уезда. Красноармейцы знали их обоих очень хорошо. Санталов и Бауэр помогали революционному активу Екатериненштадта устранять от власти уполномоченных временного правительства. Вечером подошел полк. Чапаев принял рапорт от Александра Глейма. В заключении красногвардейцы из Екатериненштадта приняли присягу революционных солдат 1-го Николаевского полка.

28 марта 1919 г., в первую годовщину полка, который в то время назывался уже Пугачёвский советский полк, Василий Чапаев писал в газете "Революционная армия", что уже сформированы 2-й, 3-й и 4-й Николаевские полки, и вместе с первым полком они образуют 25-ю дивизию, ядро 4-й армии, освобождающей Самарскую губернию и Уральскую область от врагов трудового народа.

Многие из первых революционных солдат рекомендовались позднее на работу в ЧК и милицию. Они сменялись другими бойцами, т.к. приток добровольцев из немецких сёл Поволжья в Чапаевскую дивизию увеличивался.

Раиса Борисова, бывшая в 1918 г. секретарем уездного партийного комитета Николаевска, пишет в своих воспоминаниях: "…Бедность среди немецких колонистов создавала опору Советской власти в массах. И её, настоящую власть самоотверженно защищали трудящиеся немцы в битвах гражданской войны. Многие из них вступали в Чапаевскую дивизию."

Альберт ГЕРР

Целиноград

Перевёл с немецкого Александр Шпак, сентябрь 1982 г.